Реформирование национальной олимпиады и отбора к международным олимпиадам

отредактировано Август 2019 Раздел: Общие темы

Проблемы национальной олимпиады

Уже укоренилось в сознании школьников, их родителей и учителей, что "все куплено", начиная с городского этапа. Можно констатировать факт уничтожения духа олимпиад и честной конкуренции.

В топе республиканской олимпиады оказываются совсем случайные люди, одновременно участники международных олимпиад прошлого года не проходят даже городской этап. В результате, на международные олимпиады едут абсолютно неготовые школьники и занимают последние места.

Но главная проблема в другом. Национальные олимпиады должны популяризировать образование, науку, честную конкуренцию и развивать критическое мышление у нашего молодого поколения. А получается так, что олимпиады в текущем виде популяризируют противоположные вещи. Поэтому мы сейчас не видим никаких кружков при школах, энтузиастов тоже нет, поскольку нет интереса принимать участие в заведомо проигрышных мероприятиях.

Коррупционный формат

Этапы: школьный, городской/районный, областной, республиканский.

То, что осталось еще со времен СССР, с небольшими нашими модификациями (кыргызские/русские классы, профиль/база). Сам формат провоцирует/порождает коррупцию/протекционизм. "Мой сын занял первое место на городской олимпиаде" - звучит престижно, этим можно похвастаться. "Я должен был занимать первое место, у меня все ответы были правильные, но там места продавались от 10 тыс. сомов, поэтому я стал пятым" - звучит правдоподобно, хорошая отмазка. "Мой сын занял первое место на областной" - звучит еще круче.

Решение

  • Первый этап назовем Открытой Национальной/Республиканской Олимпиадой. Проводится в октябре. Онлайн. Проводится этап самими школами, принимают участие все желающие. Задания выдаем мы, это тест. Аналоги - Кенгуру, AMC. Разделения на классы нет, но можно разделить при необходимости - до 9 класса и 9-11.
  • Даем много дипломов, чтобы все родители могли похвастаться. Очень много дипломов. Если по предмету приняли участие 5 тысяч школьников, можно дать 40-50% дипломов. Это и будет аналогом текущей республиканской олимпиады, аналогом его последнего этапа. Дипломы сделаем очень красивые.
  • Одновременно по каждому предмету составляется рейтинг топ лучших 100/200.
  • Эти топ 100/200 приглашаются на второй этап, который пройдет в декабре. Можно назвать его крутой аббревиатурой из 3-4 букв. Аналог AIME. Тест, но нет выбора ответов, надо вводить число. Проводится уже нами, в Оше и в Бишкеке, в двух городах. По результатам отбираем людей на Жаутык (примерно 20 человек по предмету) + составляется рейтинг топ 50. Можно половине участников дать дипломы. Можно договориться, чтобы эти дипломы котировались при поступлении в вузы России.
  • Топ 20-50 по предмету можно пригласить на зимние сборы (декабрь-январь). По оплате надо думать.
  • Топ 50 приглашаются на третий, финальный, этап, который пройдет в феврале-марте. Аналог USAMO. Письменный экзамен. По результатам составляется рейтинг топ 20. Для топ 20 можно провести сборы с преподами Физтеха, они приезжают на свою олимпиаду в феврале. Финальный этап проходит в Бишкеке или Оше. В одном городе, но города периодически меняются. Можно половине дать дипломы. Пусть эти дипломы будут аналогами золотых сертификатов. Если это даст коррупцию, можно убрать. Можно договориться с топ вузами КР (АУЦА, Славянка, Манас и будущий филиал МГУ), чтобы учитывали эти результаты.
  • И после всего этого можно провести отбор на международные олимпиады. Март-апрель, на отбор попадают топ 20 третьего этапа + до 10 участников со стороны (критерии выработаем). В июне сборы на ИК - финальная шестерка + 4 человека 9-10 классов, которые не прошли отбор, но заняли хорошие места и обладают потенциалом.

Современные технологии

Все эти этапы, результаты, рейтинги, положения и так далее можно координировать на этом сайте. Прозрачность сейчас необходима. Одновременно можно вести подготовку с использованием современных технологий.

Возможные составляющие сайта:

  • Информационная часть. Новости, положения, результаты, рейтинги, дипломы.
  • LMS. Онлайн-обучалка.
  • Форум. Площадка для публичных обсуждений.


Цели

  • Убрать коррупцию/протекционизм
  • Возродить дух олимпиад
  • Восстановить предметные кружки
  • Значительно увеличить охват целевых участников
  • Перевести олимпиады на современный лад
  • Учить детей правильному и полезному
  • Дать детям трамплин в светлое будущее
  • Лучше связать олимпиады с поступлением в вузы
  • Как вишенка на торте - получить конкурентные команды на международных олимпиадах

Зачем все это нужно

Есть макро-причины. Через олимпиады можно оздоровить/перезапустить базовые образовательные процессы по всей стране. Если у Кыргызстана есть светлое будущее, то только через оздоровление школьного образования, которое начинает пробивать дно и стучать снизу.

Сейчас у нашей страны сложнейший переходный период. Скоро начнет рулить поколение 90-х и 00-х, и последствия могут стать необратимыми. Стандартный парень 93 года рождения с высшим образованием - религиозен, может гладко связывать слова, разбирается в политике и вообще во всем. Многое черпает из соцсетей. Главная особенность этого парня - он в школе не получил базу, полный ноль. Внутри реальная пустота, которую можно заполнить чем угодно, вот он и заполняет эту пустоту всем подряд. Огромная разница между ним и стандартным парнем 80-х. Пока у руля 60-70-80-е, надо решить проблему внутренней пустоты будущих поколений.

Пример - спортики сейчас очень популярны, национальные герои. Новость месяца - наш отправил вызов узбеку, который сказал плохие слова про кыргызов и страну. Малообразованные, полу-криминальные элементы. Убери всех, пшеница не перестанет расти. Три призера IOI 2019 (международная олимпиада по информатике) - вот настоящие герои, минимальный шанс развития страны. Они конкурентны на мировом уровне в такой важнейшей отрасли 21 века, как IT. Это невероятное достижение, которое мало кто осознает.

Почему нельзя разделять отбор на международные олимпиады от национальной

Получится слишком сложно. Школьник должен пройти кучу этапов для международной, для национальной, готовится к ОРТ, к поступлению. Сейчас время другое, альтернатив у детей много. Главная проблема - сложно сделать хороший охват с нуля. Да, на международную олимпиаду попадут лучшие, но лучшие среди худших. А беспредел на республиканской олимпиаде будет продолжаться. Дух олимпиад умрет окончательно.

Ресурсы на все это найти сложно. Как денежные, так и человеческие.

Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.