Итоги 60 Международной Математической Олимпиады (Бат, Великобритания, 11-22 июля 2019)

отредактировано Август 2019 Раздел: IMO

Памятное фото с президентом IMO Geoff Smith:

Подвожу краткие итоги выступления команды Кыргызстана на юбиленой, 60-ой Международной Математической Олимпиаде (IMO 2019), которая прошла 11-22 июля 2019 года в городе Бат, Великобритания.

Туристические подробности нашей поездки изложены в другой теме.

Делегация КР

Ниже состав нашей делегации (6 участников, руководитель и его заместитель):


Амирбек принимал участие на IMO уже в третий раз, остальные участники в первый раз. Сыймык и Адиль окончили в этом году 10 класс, все остальные окончили школу. Сыймык и Амибрек из Сапата, Даутбек с Темирланом из 61 школы, Айбар из школы Олимп (Ош), Адиль из 9 школы (Бишкек). Руководители принимали сами участие на IMO в 2000, 2005 и 2006 гг, оба Ошские. На двоих один Mention и одна бронза.

Полный состав нашей туристической группы:

  • Амирбек Абдирасулов
  • Айбар Аманов
  • Даутбек Атабеков
  • Адиль Дуйшеналиев
  • Темирлан Кыдыралиев
  • Сыймык Барчынбек Уулу
  • Мурат Абдувалиев (зам.)
  • Махамадхан (Мамат) Ишматов (рук.)

Задания

  • 1 задача - Алгебра (функциональное уравнение). Сложность 5.18.
  • 2 задача - Геометрия (классическая планиметрия). Сложность 2.40.
  • 3 задача - Комбинаторика (логическая). Сложность 0.57.
  • 4 задача - Теория Чисел (+неравенства). Сложность 3.74.
  • 5 задача - Комбинаторика (рекуррентные соотношения). Сложность 3.57.
  • 6 задача - Геометрия (алгебраическая). Сложность 0.40.

Подробнее о системе сложности заданий на IMO.

Статистика по задачам с официального сайта.


Ниже сами задания обоих дней + pdf документ.

Первая задача очень простая, четвертая оказалась средней сложности, вместо простой или очень простой. Но это компенсировалось тем, что пятая задача оказалась тоже средней сложности, вместо уровня 2-3. Пятая задача повлияла на пороги по медалям - 17 Бронза, 24 Серебро, 31 Золото.

Наш Амирбек Абдирасулов решает геометрию на уровне 1+, также в состоянии решать P1 и P4 по любых другим разделам, поэтому мы предполагали, что он пойдет минимум на три задачи.

Наши результаты

  • 0 медалей и 0 грамот.
  • 91 общекомандное место (из 112).
  • Суммарно все наши участники набрали 19 баллов (+2 балла от порога бронзы).
  • Двое участников получили 0, один получил 1 балл, один 2 балла.
  • 15 место из 15 среди стран СНГ, с большим отрывом от 14 места (Туркмения).
  • Топ 10 с конца для стран с полным набором (6 участников).
  • На всех участников только одна решенная задача (P1, Амирбек, 6 баллов).
  • Мы попали в уникальный список из 8 стран, которые отправили по 6 человек и не смогли получить даже грамоту. Вместе с Танзанией и Угандой.
  • Мы в сумме набрали меньше, чем любой участник из Казахстана (20+ баллов).
  • Поездка, получилась, фактически туристической.

Список стран, которые нас окружают:

Как ребята писали олимпиаду

  • Амирбек: по нашим расчетам, в первый день он должен был за 30 минут закончить P1, за 2-3 часа сделать P2, далее наковырять какие то баллы в P3. Итоговый план 15-16 баллов. Получилось так (со слов участника): застрял на P1, решал через ТЧ, сидел 2 часа (в дальнейших показаниях этот показатель вырос до 3.5 часов), отложил личинку, далее не смог сделать геометрию (его топовая тема). По факту 7 баллов. Во второй день решал 2+ часа P6 (геометрию), столько же времени потратил на P5 (первый пункт, решил) и не сделал P4, вместо того, чтобы за 2-3 часа сделать P4, далее получить 2 балла за P5. Итоговый план 9 баллов, по факту 3 балла. Итак, получил 10 баллов вместо 24-25 (серебро). По моей оценке, не хватило усиленных занятий по Алгебре и ТЧ в течение 3 месяцев. Реальная оценка уровня Амирбека по этим разделам 5-6, что объективно не позволило ему завоевать медаль.
  • Даутбек: темная лошадка, у которой получилась наиболее содержательная работа среди всех наших участников. Первую задачу довел до f(a+b)-c=f(a)+f(b), далее прочесал про Коши и нормально не довел решение. 3 балла. По остальным задачам первого дня нули. Во второй день в P4 довел до 2^(n^2)>((n(n-1))/2)!, далее сослался на очевидность и тоже не довел решение. Получил всего 1 балл, поскольку такие были критерии. В P5 реализовал первый пункт таким образом, что этот метод годился и для второго пункта, но в силу слабой базы, не смог довести его до ответа. Итого, по трем задачам есть основа правильных решений (что удивительно при такой слабой базе), но нигде нет нормального завершения. 6 баллов. Теоретически, при правильной подготовке в 11 классе, мог бы претендовать на 20+ баллов и медаль.
  • Все остальные ребята почти ничего не сделали.

Как туристы прошли отбор

В этом году республиканскую олимпиаду + отбор провели достаточно странным образом (детали мне неизвестны), поэтому в команде оказались 3 или 4 туриста. Были другие ребята, на голову сильнее 4 прошедших отбор. Это Адильбек Абдирасулов, Тамерлан (казах из лицея), Калыков (медаль на Жаутыке и участие в IMO прошлого года). Думаю, что все трое получили бы не менее 10 баллов. Претендовали ли они бы на медаль - большой вопрос, скорее всего, что нет. Также была некая Эркинай, которая возможно написала бы IMO лучше Сыймыка, но не факт.

Айбар и Адиль не должны были ехать на IMO в принципе. Первый не знает принцип дискриминанта (выделение полного квадрата), второй не знает формулу 1+2+...+n. Уровень обоих слабый/средний физмат, к олимпиадам оба не имеют вообще никакого отношения, тем более к IMO. Думаю, что вопрос отбора 2019 надо публично обсудить и сделать выводы.

Руководитель

Пожалуй, единственный позитивный момент в IMO 2019 для КР это смена руководителя. Новый руководитель был назначен за 3 недели до олимпиады и обладает рядом положительных характеристик:

  • Дважды принимал участие на IMO, с неплохими шансами на медали. Это 2005-2006, когда у нас была максимальная конкуренция и наилучшие результаты на IMO.
  • Закончил бакалавриат и магистратуру в топовом вузе в Бремене (Германия).
  • Знает 6 языков.
  • Достаточно компетентен, чтобы проверять решения и отстаивать баллы наших участников.
  • Налаживает связи с другими лидерами и тренерами.
  • Фанат олимпиад и IMO.
  • Если что то делает, то делает это тщательно и выкладывается на все 100 (с учетом своих возможностей).
  • Заинтересован в том, чтобы на IMO ехали лучшие. Нет конфликта интересов.
  • Патриот.

В моем понимании, настоящий лидер этот тот, кто задает вектор, берет на себя ключевые функции, а все остальные участники процесса работают сообща в этом направлении. В силу некоторых обстоятельств, пока нет единого мнения среди всех участников процесса, как и должного авторитета у лидера. На самом деле лидерство это не привеллегия, а достаточно сложная функция, поэтому задача всех участников процесса первые три года не заниматься конфронтацией, а работать вместе.

Ключевые выводы

  • Сейчас мы не конкурентны на международном уровне.
  • Отбор на IMO необходимо отделять от республиканской олимпиады, чтобы не было конфликтов интересов и чтобы ехали лучшие. Или, что более перспективно и правильно - реформировать сами национальные олимпиады. Подробнее в этой теме.
  • Сейчас у нас нет качественных тренеров внутри страны, которые в состоянии гарантированно подготовить к медали на IMO. Необходимо объединять усилия по подготовке, чтобы наши ученики были сбалансированы по всем разделам. Кто-то отвечает за геометрию, кто-то за другой раздел.
  • Необходимо снизить/убрать важность принадлежности участника IMO к той или иной школе, будь то Сапат, 61 школа и так далее. Понятие члена команды должно быть выше принадлежности к какой-то школе. Дети должны соревноваться за свою страну и за себя.
  • Необходимо привлекать тренеров из других стран.
  • Задача стабильного попадания в топ 30 (5-6 медалей разного достоинства) выполнима в течение 3-5 лет.
  • Необходимо возродить движение мат. кружков, чтобы была основа для будущих участников IMO.
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.