История математических олимпиад в КР
Раздел: Общие темы
- Подведение итогов 61 Международной Математической Олимпиады.
- Пресс-релиз МОиН.
- История математических олимпиад в КР.
- Центр подготовки олимпийского резерва Unite.
- Прочее.
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.
Комментарии
Итоги 61 Международной Математической Олимпиады подведены в другой теме. Тему я опубликовал в ночь с 27 на 28 сентября.
Также нам надо было подготовить материалы для официального пресс-релиза от МОиН, который планировался на 28 сентября. Забегая вперед, первый пресс-релиз был опубликован с ошибкой (которую допустил человек из МОиН), забыли упомянуть Азамата Аскарова, который является тренером Меркеза с 16 года, если не ошибаюсь, и конечно, имеет прямое отношение к результатам Сборной за последние годы.
Совместными усилиями тим-лидера Мамата и сотрудников лицея, справедливость была восстановлена - исправленная версия пресс-релиза - с сайта МОиН.
К сожалению, с подачи некоторых лиц произошло бурление говн в интернетах, что я заметил и решил дать подробный комментарий на нашем сайте. Заодно разобрав причины этого бурления, напомнить всем историю и сделать ряд предложений на будущее, чтобы более не допускать подобных инцидентов.
Основных причин недовольства некоторых лиц две:
Грубо говоря, почему не пропиарили нашу школу на официальном сайте Министерства?
По первому пункту могу сказать, что это пресс-релиз государственного органа и он касается выступления Сборной КР. Школы в таких случаях указывать нет никакой необходимости. Примеры от казахов, русских. Перечислены участники, их результаты, города происхождения и краткий текст от Руководителя Команды. Все логично для пресс-релизов, которые касаются Сборных команд.
По второму пункту, конечно, это техническая ошибка, поскольку Азамат не только является тренером ребят, но и принял определенное участие в организации различных мероприятий, связанных со Сборной в прошедшем цикле. Вместе с многими другими людьми, всего более 20 человек.
Ниже скриншот с тезисами пресс-релиза, которые я отправил тимлидеру накануне выхода пресс-релиза.
Как вы видите, упомянуты и школы, и все тренеры.
Ссылка на Google Drive, с материалом, который также был отправлен пресс-центру МОиН. Тоже все в порядке.
Этой информации должно быть достаточно, чтобы некоторые лица принесли свои искренние извинения за поклеп и бурление.
Для сравнения размещу несколько скриншотов с пресс-релизами тех самых некоторых лиц. Ничего не имею против, просто интересно сравнить с моим текстом выше.
Раз
Два
Три
Не имею ничего против, поскольку школа частная, может публиковать все, что захочет, на свое усмотрение. Считает Олимпиады инструментом пиара - ок, но только в частных и своих СМИ.
Теперь задумаемся о том, почему произошло такое ярое недовольство ошибкой в пресс-релизе? Казалось бы, мелкая техническая проблема, которая элементарно решается. Тем более, что результат у школы никто не отнимет, он есть и никуда не исчез. Откуда такая мелочность?
По моему субъективному мнению, первопричина в том, что некоторые лица считают Олимпиады по математике своей вотчиной и инструментом реализации своих личных интересов. Это касается в том числе выступлений даже Сборной на IMO. Поэтому малейшее посягательство на эти личные интересы и личную вотчину вызывает такую неадекватную реакцию.
В первую очередь, напомню, ребята представляют Кыргызстан, себя и свою фамилию. Пресс-релиз публикует государственный орган, статья касается выступления Сборной. Если прыгать на такие пресс-релизы и заставлять добавлять название школ, это говорит о частном интересе. Сейчас тонна СМИ и иных площадок в интернете. Публикуйте на них свои пресс-релизы на свое усмотрение, никто слова не скажет.
Почему Олимпиады по математике стали превращаться в вотчину некоторых лиц? Для ответа на этот вопрос надо внимательно изучить историю математических олимпиад в КР. Выделю несколько периодов:
Историю пишут победители, некоторые лица посчитав себя победителями, написали свою версию, но я приведу другую версию, максимально приближенную к реальной истории. Для начала коротко расскажу про версию (или легенду) некоторых лиц - только Себат берет медали IMO, только они хорошо готовят, только у них супер-тренеры, они монополисты.
Реальная История Математических Олимпиад в КР
Наша страна начала принимать участие в IMO с 1993 года. Первые 6 лет выступали относительно слабо, какой-либо подготовки не велось. Да и вообще ситуация в стране была аховая. Примерно в 1992 года в КР начала появляться сеть школ по имени Себат. Это была частная структура и сейчас таковой является (с долей государства с 2017 года). Почти сразу они сделали олимпиады всех уровней (начиная с районных и городских) своим инструментом. Это исторический факт, который надо признавать. Тогда концентрация турков в системе Себат была очень высокой, и многие из них любили ходить по кабинетам после олимпиад. По моим данным, представители этой структуры присутствовали в команде с 93 года. Первые 10 лет результаты были около-нулевые, как и у других участников, в том числе и от 61 школы.
Вместе с тем, в 99 году произошла смена тренда, появился более-менее готовый к IMO участник. Он представлял не Себат, не 61, а обычную общеобразовательную школу города Ош. В 99 году IMO прошла в Румынии, команда состояла из 3 человек (двое остальных представляли 61 школу и Себат). Тогда в нашей команде не было даже лидера, только Deputy, а наши работы проверял Терешин - Deputy Leader команды России. К сожалению, этот участник не смог получить бронзовую медаль, хотя был достаточно близок к ней (также близко, как и Адилбек в этом году). Терешин тогда сказал этому участнику следующее, почти дословно - решения очень содержательные, но имеются погрешности, которые не позволили набрать приемлемый балл для медали. Поздравляю вашу сборную с первым олимпиадником, желаю успехов в следующих Олимпиадах. Эти слова были неправильно истолкованы участником, поэтому в следующем цикле он почивал на лаврах, вместо реальной подготовки. Что, впрочем, не помешало ему получить бронзу в 2000 году. Таким вот обыденным образом была получена первая медаль КР на IMO. И начался третий этап нашей истории. Второй этап описал подробно, поскольку сам лично за ним наблюдал. Остальные этапы смогут более подробно описать сами участники этих этапов.
На третьем этапе (2001-2005) эстафетную палочку приняли ученики 61 школы. Была организована группа из нескольких учеников, которые готовились совместно под руководством учителя из 61 школы. Позже добавим ФИО. В составе этой группы были Нурдин Такенов, Тимур Мамбетов, его младший брат Бектур и другие ученики. Наиболее топовый результат показал Нурдин Такенов. Его результат до сих пор никто не превзошел, если брать качественные метрики.
Ни у одного из участников от КР за 28 лет выступлений на IMO нет сопоставимых результатов. Более того, он решил самую сложную задачу, среди решенных всеми кыргызстанцами за 28 лет. Ниже таблица, которая показывает сложность решенных задач. Всего за 28 лет мы решили 86 задач.
Показаны первые 25 мест по сложности решенных задач. Средний балл - это сколько все участники набрали в среднем за эту задачу, далее доля участников, решивших эту задачу, далее доля призеров, которые решили эту задачу. Данная метрика более точно отражает реальный уровень наших участников.
Итак, Такенов это наш абсолют. Ходит слух, что Мамбетов Тимур был не слабее. Далее идет группа ребят из 10-12 человек, примерно одного уровня. Кому то из них повезло на IMO, кому то нет. У нас есть участник с результатом 7-3-3 и 13 баллами, который не получил медаль, но решил сложные задачи. Он в таблице на 3 месте.
Азамата Аскарова можно поставить на второе место, за его единственное серебро в истории КР. Он также решил 3 задачи (как и Такенов), но брал медаль 1 раз (за 2 выступления) и проигрывает по качественным метрикам. Опять же фактор везения, который играет значимую роль для кыргызстанцев. Я думаю, что реально сам он не считает себя сильнее, чем остальные топ 10-12, и это правильный подход.
Итак, наш третий период в истории подарил нам наиболее сильную группу, в числе которых был Такенов, наш GOAT. Примерно в эти же годы в Себате начали более серьезную подготовку к математическим олимпиадам. До 2005 года они сильно проигрывали 61, по отзывам очевидцев, но были очень мотивированы. И появились замечательные результаты, которые вы видите в таблице. Результаты 2004-2006 заложили фундамент всему дальнейшему развитию олимпиад в КР и это развитие шло достаточно хорошо и динамично до 2010 года.
Сделаю акцент на следующей правильной последовательности: первый медалист -> 61 школа (Такенов) -> лицеи -> следующие поколения лицеев.
До конца 2010 года мы пожинали плоды, которые посеяли в начале 00-х. Что произошло потом? Для начала зададим другой вопрос - что произошло посередине, примерно в 2005 году? Почему 61 перестали готовиться, почему началась монополия лицеев? Ответ на этот вопрос у меня есть, я его обсуждал с другими ребятами, в том числе и лицеистами, но пока не буду озвучивать. Частично это может иметь связь с переходом на базу/профиль. Напомню, что в мое время были только кыргызские и русские классы. Например, лицеи выступали в первых, а я и 61 во вторых. Не было конфликта интересов и борьбы за ресурсы. Монополию лицеев я отчасти связываю с переходом на систему база/профиль.
Десятилетие 2000-2010 было шикарным. Что произошло потом? Да, были медали. Да, приносили их только лицеисты. Но для начала посмотрим на другую картинку, где приведены качественные результаты с 2011 по 2020 годы.
За это десятилетие мы решили 40 задач, в совокупности. За исключением ЭТОГО года, только одна решенная задача (2013) является сложной. ВСЕ остальные задачи со средним баллом около 5, их решали 95-99% призеров и 65-85% участников. Сравните эту таблицу с предыдущей.
Конечно, задания сейчас дают немного другие, уровень участников из других стран вырос, но это говорит о том, что мы топчемся на месте в лучшем случае, и деградируем в худшем.
Итак, период 2006-2018 это фактически пик в период 06-10 и далее постепенный спад до 18 года. Монополия пошла во вред, это очевидный факт.
В 19-20 году монополия лицеев на IMO была прекращена, может быть даже исскуственными методами. Это тоже история, ее нельзя отрицать. В команду оба года попадали только по два лицеиста. Но все лицеисты 19-20, с которыми я работал, в сравнении с поколением 03-10 слабее на голову, это тоже факт. Хотя олимпиады уже ушли вперед и уровень у новых поколений мог быть топовый.
Почему я еще выделил период 19-20? Помимо прекращения монополии лицеев, можно отметить, что впервые идет централизованная работа со Сборной. Проводя параллели с 99-00, можно положить начало новому тренду, можно сделать слом текущего деградирующего графика результатов и пойти снова наверх. Символично, что упомянутый участник из далекого прошлого 99-00 принимает непосредственное участие в текущих мероприятиях со Сборной.
Шестой период нашей истории 2021-2025 - следующая пятилетка. Пока очертания наших планов: