Итоги 61 Международной Математической Олимпиады (Санкт-Петербург, Россия, 19-27 сентября 2020)

отредактировано Сентябрь 2020 Раздел: IMO
  • Памятное фото
  • Делегация КР
  • Задания
  • Наши результаты
  • Как ребята писали Олимпиаду
  • Как прошел Отбор
  • Летние сборы
  • Пандемия Covid-19
  • Интервью ребят
  • Выводы и планы по подготовке
  • Фото

Комментарии

  • отредактировано Сентябрь 2020

    Итоги 60 Международной Математической Олимпиады подведены в другой теме.


    Фото с командой будет добавлено позже.

    Фото с делегацией КР будет добавлено позже.

    Полный состав делегации КР:

    1. Адилбек Абдирасулов - KGZ1
    2. Эрдан Апиев - KGZ2
    3. Эрбол Эсенгулов - KGZ3
    4. Жантай Жусупов - KGZ4
    5. Сулаймонов Тимур - KGZ5
    6. Тилешбаев Илязбек - KGZ6
    7. Мамат Ишматов - Team Leader
    8. Мурат Абдувалиев - Deputy Leader
    9. Азамат Аскаров - Observer
    10. Суржик Любовь Степановна - Observer

    Все сборники принимали участие на IMO впервые. Адилбек и Эрдан представляли школу Сема (Ош), Эрбол и Жантай 61 школу (Бишкек), Тимур школу Газпром (Бишкек), Илязбек школу Билимкана (Ноокат).

    Задания

    • 1 задача - Геометрия, сложность 5,31.
    • 2 задача - Алгебра (неравенство), сложность 2,25.
    • 3 задача - Комбинаторика, сложность 0,94.
    • 4 задача - Комбинаторика, сложность 3,94.
    • 5 задача - Теория Чисел (принцип крайнего), сложность 2,80.
    • 6 задача - Геометрия (смешанная), сложность 0,28.

    Подробнее о сложности задач на IMO.

    Статистика по задачам IMO 2020.


    Сами задания будут прикреплены позднее.

    Первая задача простая, четвертая почти простая. Порог на бронзу оказался на 2 балла ниже прошлого года, поскольку 5 задача оказалась сложнее. Пороги по медалям - 15, 24 и 31 балл.

    Наш Адилбек решает все разделы (кроме геометрии) на хорошем уровне, поэтому был расчет на 3 задачи от него и серебро-бронзу.

    Наши результаты:

    • 1 бронза и 2 почетные грамоты (0+0 в прошлом году)
    • Адилбек не дотянул до бронзы 2 балла, Тимур до грамоты 1 балл (в прошлом году до бронзы один участник не дотянул 7 баллов)
    • 2-3 результат за последние 10 лет (9 результат в прошлом году)
    • 6-7 результат на всю историю (28 лет) (один из худших результатов в прошлом году)
    • По наградам мы обогнали Туркмению, Таджикистан, Узбекистан и Латвию (в прошлом году 15 место из 15 по СНГ)
    • Двое участников решили задачу P5, считается сложной (в прошлом году решена только самая простая задача одним участником)
    • Продвижение в задаче P2 (еще более сложная, ее решили менее половины призеров), ненулевые шансы на ее решение от 2 участников
    • Сумма баллов 42 (в прошлом году 19)
    • К сожалению, двое участников получили 0 баллов, не смогли реализовать свои шансы, что допустимо на IMO, где даже одну задачу решить сложно
    • В целом, можно отметить существенную разницу между выступлением этого года и прошлым годом
    • Выступление можно считать результативным, записать в актив всем участникам и нашей стране
  • отредактировано Сентябрь 2020

    Как ребята писали Олимпиаду

    • Адилбек застрял на первой задаче (геометрия, не его тема), потерял время, но решил ее. Далее приступил ко второй задаче, написал ключевое неравенство (1-2 балла по критериям), но построил другое решение, неверное, с ошибкой. В силу нехватки времени не смог обнаружить ошибку и исправить ее. Итого 8 баллов за 1 день. Шанс на P2 был очень большой, при более быстром решении P1 и лучшей внимательности. Этот студент сильно зависит от настроя, а второй день он писал с плохим настроем. В результате допустил неточность в решении сложной задачи P5 (эту же неточность допустили многие члены жюри), за что был наказан снятием двух баллов (5 вместо 7). В P4 не смог сделать продвижение. Итого 13 баллов, почетная грамота, 2 баллов не хватило до бронзы. Изначально рассматривали 20+ баллов (бронза хорошего уровня) с вероятностью 30%. К сожалению, вероятность сыграла против нас. Если в следующем году (как 12 класс) будет претендовать на попадание в сборную, при точечной работе, результат 20+ баллов достижим с бОльшей вероятностью.
    • Эрдан быстро решил первую задачу (30 минут), все остальное время посвятил второй задаче. В силу недостатка опыта в Алгебре не смог выйти из технических трудностей, хотя сделал первый сильный шаг (2 балла по критериям). В этой задаче испытали сложности почти все участники, включая золотых медалистов. Полное решение предоставили менее половины призеров. Итого 9 баллов за 1 день. При должной подготовке к Алгебре мог набирать 14 баллов в первый день, вероятность была. Во второй день много времени потерял на P4, но решил P5 (более сложная задача) в последние 45 минут. Решение чистое. Итого 16 баллов и твердая бронзовая медаль. Имеет хорошие шансы на 20+ баллов в 2021 году, если доработает базу и принципы решения задач на скорость. Ну и если пройдет отбор.
    • Эрбол решил P1, хотя это не его тема. Далее пытался построить хорошее решение P2, основанное на рационализации. Этот метод, в теории, мог бы решить и более сложную задачу, но по критериям не дал ничего. Итого 7 баллов. Во второй день, объективно, не мог решить или существенно продвинуться в заданиях. Не стал работать с маленькими числами в P5, пытался построить решение сразу, хотя не обладает достаточной базой. Может претендовать на прохождение Отбора и 15+ баллов в следующем году при правильной работе над базой. Определю его в группу начинающих олимпиадников. Получили подробный отчет от студента, достаточно трезвая самооценка, которая позволит сделать следующий шаг в развитии олимпиадных навыков. Отмечу завышенные ожидания членов его семьи. Откровенно говоря, если взять вообще всех, не только Эрбола, пока мало кого можно отметить, как выдающегося математика. Идет активный пиар Тилека (отмечу его грамотность и хорошее оформление решений), но время все покажет.
    • Жантай не решил P1, это его слабое место. Остальные задачи 1 дня он не мог решить из-за базы. Во второй день потерял свой шанс на P5. Рассмотрел маленькие случаи (допустил ошибки и недоработки), сделал вывод о GCD=1 и нечетности всех чисел. Подобное продвижение по критериям дает 0, но говорит о хорошем математическом уровне студента. Далее ввод простого делителя p (стандартный трюк, который логично ввести после GCD=1) решал задачу, но он его не ввел. В целом, 0 заслуженный. Еще раз замечу, что уровень задача IMO настолько высок, что даже одну задачу сложно решить. При хорошей работе над геометрией и улучшением ТЧ мог бы претендовать на медаль. Думаю, что в будущем станет добротным технарем или математиком. В этом году Жантай твердый 4-5 номер сборной, что он подтвердил своими результатами на внутренней арене.
    • Тимур решил геометрию (6 баллов из 7), хотя геометрия является его слабым место. Результат заметно выше ожидаемого. Были содержательные попытки продвижения в 2 задачах, но по критериям эти попытки не оценивались положительно. В задаче P5 попытался применить индукцию. В прошлом году 6 баллов получил наш второй номер сборной. Правда Даутбек существенно продвинулся по 3 задачам из 6. Он также поступил в МФТИ, как и Даутбек, уровень вуза овер-топ, должен сильно прокачаться в вузе. Посмотрим на него через несколько лет.
    • Илязбек потерел свой шанс на P1, поскольку был относительно неплохо готов к геометрии. С ним я сам работал около 20 дней по ТЧ, но шансов по P5 не было, более того, он не понял условие задачи (исключил карточки AM из GM). Будем говорить откровенно, уровень очень слабый. Для олимпиадника. Очень значимо то, что он является первым сборником от своей школы (Билимкана, Ноокат) и готов передавать свой опыт будущим олимпийцам из этой школы.
    • В целом, потеряли несколько баллов на P5 и может быть P2 (Адилбек), остальные задачи написали на своем уровне. При идеальном раскладе были бы 2 медали и 4 грамоты (Жантай P5, Иляз P1) и примерно 60 баллов.
    • Что касается других претендентов на сборную 2020. Не смогли провести для них полноценный экзамен по тем же заданиям, но примерно можем дать результаты - Мырзабек 7 баллов за P5, Тамерлан, Сыймык 7 баллов за P1, Тилек 7 баллов за P1, возможно Эльдар набрал бы какие то баллы. В целом, претендентов на медаль IMO 2020 среди них нет. Мырзабек, Тилек и Эльдар претендуют на попадание на IMO 2021, надеюсь, что их подготовка будет в значительной мере скорректирована.


  • отредактировано Сентябрь 2020

    Как ребята проходили Отбор

    В этом году, уже из-за пандемии Covid-19, Отбор снова прошел не так, как мы планировали. Команду набрали по результатам 3 тура Альтернативной Олимпиады, 4-5 туры отменили из-за вируса. Решение понятное, мы его принимаем, но допускаем, что Отбор был возможен. До конца августа можно было его провести.

    От себя лично добавлю, что Отбор надо писать, если есть техническая возможность. Мы математики, должны действовать, как математики, а не как гуманитарии.

    В этом году Альтернативная олимпиада прошла впервые. Инициаторами этой идеи были Мамат Ишматов, Улугбек (тренер по физике), Кылычбек Ураимов (тренер по информатике) и многие другие олимпийцы. Огромную поддержку оказали зам. министра по школьному образованию Надира Сынташевна и ведущий специалист МОиН Айнура Суйундуковна, в связи с чем проведение Отбора по новой схеме стало возможным в прошедшем цикле. Новоиспеченный бронзовый призер Эрдан Апиев в блиц-интервью отметил безусловную значимость прозрачного Отбора для мотивации будущих поколений при подготовке к Олимпиадам.

    Летние сборы

    Поскольку речь идет о Сборной Кыргызской Республики, должна быть предусмотрена централизованная подготовка, хотя бы перед IMO. Мы понимаем ограниченные возможности нашей страны (еще недавно участники ездили на IMO за свой счет или за счет спонсоров), поэтому в этом году подобные централизованные сборы Unite взял на себя.

    • Сборы были проведены с 20 августа по 20 сентября
    • Главный тренер - Амир Мохаммед-Али, двухкратный золотой медалист IMO 2016/2017.
    • Список остальных тренеров - Кунгожин Медеубек (РФМШ, Алматы), Ишматов Мамат, Аскаров Азамат, Абдувалиев Мурат, Амирбек Абдирасулов - все призеры и участники IMO прошлых лет.
    • Материалы сборов позволяли решить P5 без особых проблем, но при хорошей базе. Тема с крайними в ТЧ была очень хорошо разобрана. Остальные задачи позже сверим с материалами сборов.
    • Во время сборов провели два контеста на задачах уровня IMO или близко к ним. Первый контест выиграл Мырзабек, 2-3 места Адилбек и Жантай, Эрдан провалил. По втором контесту итоги еще не подвели.
    • Я бы сказал, что это первое приближение сборов, которые надо проводить перед IMO. В следующем году будет лучшее приближение. Уже понятны несколько опорных пунктов (реперных точек), на которых надо строить подготовку.
    • Дополнительную информацию про сборы и материалы сборов опубликуем в отдельной теме.

    Пандемия Covid-19

    Пандемия, конечно, все поломала. Но мы более-менее вытянули ситуацию, минимизировали потери. Мы это все - участники, руководители, тренеры, Министерство.

    В частности, из за пандемии, IMO 2020 прошла в онлайн-режиме. Вместо Санкт-Петербурга в каждой стране был организован 1 или несколько олимпиадных центра. К каждому такому центру был комиссован специальный человек из другой страны, который наблюдал за проведением экзаменов, сканировал результаты и отправлял их в центр. Также было предусмотрено видео-наблюдение. В целом, во всех странах Олимпиада прошла без нарушений, результаты легитимные.

    В КР олимпиадный центр был организован на базе школы Газпром. Необходимо отметить следующее:

    1. Идеальная организация самой Олимпиады под личным контролем группы сотрудников и руководителей школы, включая директора Дикамбаева Азамата Шамильевича, заместителей директора Епифанцева Станислава Викторовича и Яранцева Николая Петровича.
    2. Кофе-брейки после каждого из дней Олимпиады.
    3. Праздничная атмосфера и подарки участникам от имени школы.
    4. Приглашение бывших олимпиадников для участия во всех процессах.
    5. Огромную помощь в проведении большого числа олимпиад и связанных с ними мероприятий в прошедшем цикле 19-20.

    Шикарно, что в стране появилась такая школа с такой инфраструктурой, которая на себя берет подобные социальные обязательства. Все математики КР выражают ей огромную признательность.

  • отредактировано Сентябрь 2020

    Интервью ребят добавим позднее, в формате блица.

    Выводы и дальнейшие планы:

    1. Есть скачок по сравнению с прошлым годом.
    2. Отбор, не считая проблем с Covid-19, прошел отлично, команда более сильная, чем в прошлом году. Смогли отделить от Республики, огромный прогресс.
    3. Формируется группа тренеров для работы именно со Сборной, начинаем привлекать иностранных специалистов высочайшего уровня, осталось адаптировать их работу.
    4. Уменьшили важность принадлежности ребят к той или иной школе или образовательной структуре. Текущая команда лучше понимает, что такое выступать за свою страну.
    5. От поставленных в прошлом году задач выполнено около 50%, но достаточно дорогой ценой.
    6. При подобном поступательном движении через три года выполнима следующая задача: 100+ баллов, 5+ медалей, топ 50% стран.
    7. Особо важно отметить, что без хорошей математической олимпиадной базы, выступления на IMO дает 0 или около 0. Надо признать, что к текущему моменту приемлемую базу ставит только Меркез, с заметными недочетами. Остальные мат. школы дают базу, но она не имеет ничего общего с математической олимпиадной базой. Например, база Меркеза последние 10 лет дает возможность решить максимум 2 задачи (1-2), а база 61 школы около 0 (1 при везении). Об этом говорят фактические результаты. Необходимо эти результаты признавать и принимать, тогда будет развитие. Это не попытка принизить чьи-то достижения (Меркез единственный математический олимпиадный центр в стране, 61 школа единственная мат школа в стране, которая дает общее развитие всем своим выпускникам), однако если мы говорим в контексте IMO и планомерном улучшении результатов, то необходимо опираться на факты. Пример - выступление нашей сборной на IOI 2020. Несмотря на то, что медалей нет (в прошлом году 3 бронзы), за год произошел качественный скачок - решены 4 задачи из 6, решена очень сложная задача P3 (которую решили 11% участников).
    8. Другая важная задача на следующие три года - создать в стране три олимпиадных центра, на базе Меркеза (Азамат), на базе 61/Газпром (Мамат) и на Юге. Юг традиционно поставляет не менее половины олимпиадников и медалей.
    9. Ну и пришло понимание того, что работу с талантами надо начинать с 7-8 класса, а лучше с 5-6 класса.
    10. И последнее - важно держать подальше от олимпиад старых идиотов, которые, например, считают, что математика это интуиция, или дают на Республике задачу с флагом или первыми буквами областей.

    Тим-лидер

    По работе Тим-лидера и всей группы математиков по Отбору 19-20 мы сделаем отдельный материал со следующими тезисами:

    1. Проведены три тура Альтернативной Олимпиады, с общим охватом 1500 участников.
    2. Заведены в страну и проведены на многочисленных площадках новые математические Олимпиады. AMC, AIME, Эйлера, CMC, Смагуловская, тренировочные олимпиады перед IMO. Процесс продолжается.
    3. Начата работа по подготовке к мат. олимпиадам учеников 61 школы и школы Газпром.
    4. Налаживание сотрудничества с зарубежными тренерами топ-класса, привлечение таких тренеров к работе над сборной. Процесс продолжается.
    5. Налаживание сотрудничества со школой Газпром, как платформой для проведения огромного числа мероприятий, связанных с математическими олимпиадами.
    6. Централизация Сборной КР. Важно четко понимать, что Сборная и место в Сборной на любых Олимпиадах это не чьи то частные интересы, а интересы Национальные. Все наши ребята и их тренеры, в первую очередь, представляют Кыргызстан. Это простая истина, которую необходимо постепенно внедрить, процесс уже идет.
    7. Подготовка и публикация материалов по подготовке на нашем сайте.
    8. Много других деталей, которые можно не упоминать отдельно, но на которых все строится.

    To be continued.

Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.